sogl_first 

СОГЛАШЕНИЕ
между Управлением здравоохранения Витебского
областного исполнительного комитета и Витебской
областной организацией Белорусского профсоюза
работников здравоохранения на 2016-2019 годы

 

Управление здравоохранения Витебского областного исполнительного комитета, Витебская областная организация Белорусского профсоюза работников здравоохранения, именуемые в дальнейшем Сторонами, на основании Трудового кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем – ТК РБ), Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605 – XII «О профессиональных союзах», Указа Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», Генерального Соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016-2018 годы, Соглашения между Витебским областным исполнительным комитетом, областным союзом нанимателей и советом областного объединения профсоюзов на 2016-2018 годы, Тарифного Соглашения между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Белорусским профсоюзом работников здравоохранения на 2016-2018 годы, заключили настоящее соглашение (далее именуемое - Соглашение), определяющее скоординированные позиции Сторон по основным направлениям  регулирования социально-трудовых отношений в системе здравоохранения Витебской области на 2016-2019 годы и совместные действия по его реализации.

Заключив Соглашение, Стороны договорились о следующем.

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Стороны настоящего Соглашения представляют:

Управление здравоохранения Витебского областного исполнительного комитета – органы ведомственного управления;

Витебская областная организация Белорусского профсоюза работников здравоохранения – работников организаций здравоохранения, членов профсоюза.

2. Отношения между Сторонами строятся на основе равноправного партнерства, обоюдном доверии, взаимопонимании и равной ответственности.

3. Предметом настоящего Соглашения являются дополнительные, по сравнению с действующим законодательством, льготы, гарантии и компенсации, а также основные положения законодательства о труде, имеющие наибольшее значение для работников отрасли.

4. Стороны признают приоритет норм Генерального и Тарифного соглашений, считают необходимым заключение коллективных договоров в учреждениях здравоохранения и обязуются оказывать всестороннее содействие развитию принципов социального партнерства в отрасли.

5. Настоящее Соглашение является основой для разработки и заключения коллективных договоров в учреждениях здравоохранения области. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными, не могут быть изменены в сторону снижения социально-экономической защищенности работников при заключении коллективных договоров.

6. Соглашение не ограничивает права трудовых коллективов включать в коллективные договоры более высокие социальные гарантии, льготы и компенсации, реализуемые за счет средств местных бюджетов, приносящей доходы деятельности и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

7. Настоящее Соглашение является нормативным актом и его условия обязательны для Сторон, заключивших его. Каждая из Сторон, подписывая Соглашение, несет ответственность за его реализацию в пределах своих полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

8. Стороны, каждая самостоятельно или совместно, организуют проверки соблюдения в организациях здравоохранения области требований настоящего Соглашения в целом или отдельных его положений.

9. В настоящее Соглашение могут вноситься необходимые изменения и дополнения, которые принимаются по взаимному согласию Сторон.

10. Ни одна из Сторон не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

11. Лица, по вине которых нарушаются или не выполняются обязательства, предусмотренные Соглашением, несут персональную ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

12. В период действия Соглашения разногласия и конфликты, возникающие по поводу применения его норм и положений, подлежат рассмотрению в десятидневный срок совместной комиссией для выработки согласованного решения.

 

ГЛАВА 2

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ГАРАНТИИ ЗАНЯТОСТИ.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

 

В целях развития кадрового потенциала отрасли, соблюдения гарантий занятости и эффективного регулирования трудовых отношений, Стороны договорились выполнять следующие меры.

13. Анализировать обеспеченность кадрами организаций здравоохранения области и причины их текучести. Осуществлять анализ занятости работников, принимать меры по недопущению вынужденного неполного рабочего времени. 

14. В случаях ликвидации или реорганизации организаций (упразднения структурных подразделений), влекущих за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, наниматели предварительно уведомляют об этом соответствующие первичные профсоюзные организации не позднее, чем за три месяца до вступления в силу соответствующего решения. Осуществляют с ними совместные мероприятия по соблюдению прав и интересов высвобождаемых работников, которые предусматривают:

14.1. гарантии выплат и компенсации;

14.2.  перевод на свободные вакансии;

14.3. переподготовка по новым специальностям.

15. В случае сокращения численности или штата работников, при равной производительности труда и квалификации, преимущественное право в оставлении на работе, отдавать лицам (кроме указанных в ст. 45 ТК РБ) не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины:

15.1. избранным в состав профсоюзных комитетов;

15.2. членам комиссий по трудовым спорам;

15.3. получившим на данном предприятии, учреждении, организации профессиональное заболевание, трудовое увечье;

15.4. предпенсионного возраста (за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста);

15.5. выплачивающим льготный кредит, полученный на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений;

15.6. из числа одиноких родителей, на воспитании и иждивении которых находятся несовершеннолетние дети;

15.7. матерям, отцам, опекунам (попечителям) на иждивении и воспитании которых находятся трое и более детей в возрасте до шестнадцати лет (ребенок-инвалид – в возрасте до восемнадцати лет);

15.8. работникам, на иждивении и воспитании которых находятся двое или более детей в возрасте до шестнадцати лет (ребенок-инвалид – в возрасте до восемнадцати лет), при условии, если супруг (га) данного работника находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

15.9. одному из супругов, если в организации работают и подлежат сокращению оба супруга из одной семьи;

15.10. работникам, имеющим длительный непрерывный стаж работы в данной организации (15 лет и более);

15.11. женам, мужья которых призваны на срочную военную службу.

16. Расторжение трудового договора с работником по инициативе нанимателя (статья 42 ТК РБ, кроме пунктов 2 и 7), а также по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 статьи 47 ТК РБ, производить только с предварительного согласия профсоюзного комитета.

17. В период срока предупреждения работника о расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 42 ТК РБ, предоставлять по личному заявлению работника один свободный от работы день в неделю с сохранением среднего заработка за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей, но не менее трех дней в течение срока предупреждения.  

18. При оптимизации численности работников принять следующие упреждающие меры:

18.1. использовать естественное сокращение рабочих мест (расторжение трудовых договоров (контрактов) по соглашению сторон в связи с истечением срока; увольнение совместителей; выход работников на пенсию и пр.);

18.2. не принимать новых работников;

18.3. провести переводы и перемещения намеченных к увольнению работников;

18.4. распределять имеющийся объём работ между всеми работниками с их согласия;

18.5. использовать как крайнюю меру установление работникам с их согласия неполного рабочего времени;

18.6. оказывать помощь высвобождаемым в связи с сокращением численности (штата), ликвидацией организации работникам в переобучении и трудоустройстве.

19. Заключение контрактов с работниками, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, осуществлять в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, о чем работник должен быть письменно предупрежден не позднее, чем за один месяц до заключения контракта. При отсутствии вышеуказанных причин, увольнение работника по п. 5 ст. 35 ТК не допускается.

20. При переводе работника на контрактную форму найма в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» повышение тарифной ставки работникам производится не менее чем на 10 процентов и предоставление не менее 1 календарного дня поощрительного отпуска.

21. Одновременно с уведомлением работника о переводе на контрактную форму найма, вручать ему проект контракта.

22. Перевод на контрактную форму найма работников организации – членов профсоюза производить после предварительного, не позднее, чем за один месяц, уведомления профсоюзного комитета организации.

23. Обсуждение содержания контракта (изменений и дополнений в контракт) работника - члена профсоюза с согласия работника производить с участием представителя профсоюзного комитета.

24. Включать в контракты дополнительные меры стимулирования труда: дополнительный поощрительный отпуск и повышение тарифной ставки  в соответствии с п.2.5. Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Не допускать заключения контрактов, не обеспеченных дополнительными мерами стимулирования труда.

25. Продление (заключение) контрактов с работниками, добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, осуществлять по соглашению сторон на сроки:

имеющим стаж работы в организации 5 и более лет – срок не менее трех лет;

имеющим высокий профессиональный уровень и квалификацию (высшую и первую квалификационные категории, ученую степень, поощрения от органов управления, общественных организаций и т.д.) – на пять лет, если они не выразили письменно свое согласие на продолжение трудовых отношений на меньший срок.

26. В обязательном порядке продлевать контракты с одинокими родителями, опекунами (попечителями), на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети, за исключением нарушителей трудовой и производственной дисциплины.

27. Продлевать, заключать новые контракты с матерями, отцами, опекунами (попечителями), усыновителями (удочерителями) у которых на иждивении и воспитании находится трое и более детей в возрасте до шестнадцати лет (ребенок-инвалид – в возрасте до восемнадцати лет), добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, на срок не менее пяти лет (если они не выразили свое письменное согласие на продолжение трудовых отношений на меньший срок).

28. В случаях истечения срока контракта в период беременности, отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, наниматель обязан продлить (заключить новый) контракт с работником на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет, за исключением случаев ликвидации организации, если они не выразили свое письменное согласие на продолжение трудовых отношений на меньший срок (Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 № 369).

29. В случае увольнения женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в связи с ликвидацией организации, наниматель обязан предпринять все необходимые меры по их трудоустройству в соответствии с полученным образованием и квалификацией.

30. Заключение (продление) контрактов с работниками, не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, которым осталось три (и менее) года до достижения общеустановленного пенсионного возраста производить на срок не менее чем до достижения ими пенсионного возраста (если они не выразили письменно свое согласие на продолжение трудовых отношений на меньший срок).

31. Заключение контрактов с работниками, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, на иждивении у которых находятся несовершеннолетние дети производить до достижения последними совершеннолетия.

32. Заключение контрактов с работниками, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, дети которых получают первое высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования производить до окончания ими учреждения образования.

33. Не позднее, чем за один месяц до истечения срока действия контракта, каждая из сторон, его заключивших, письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.

34. В период срока предупреждения работника о расторжении контракта по истечении срока действия по инициативе нанимателя, предоставлять по личному заявлению работника один свободный день в неделю с оплатой в размере и на условиях, предусмотренных в коллективном договоре, для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей.

35. Увольнение по истечении срока контракта (если инициатором его расторжения является наниматель): работников получивших в данной  организации профессиональное заболевание, трудовое увечье; инвалидов; матерей, отцов, опекунов (попечителей) у которых на иждивении и воспитании находятся трое и более детей в возрасте до шестнадцати лет (ребенок-инвалид – в возрасте до восемнадцати лет); одиноких родителей, на воспитании и иждивении которых находятся несовершеннолетние дети, производить только с предварительного согласия профсоюзного комитета.

36. Наниматель, с письменного согласия работника, не допускающего нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, проработавшего у него не менее пяти лет, по окончании срока действия контракта вправе заключить с работником трудовой договор на неопределенный срок.

37. Устанавливать размер выплаты компенсации за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя в соответствии с коллективными  договорами, но не менее трех среднемесячных заработных плат. 

38. Включать в контракты, заключаемые и уже заключенные с руководителями подведомственных организаций, обязательные условия их досрочного расторжения:

нарушение законодательства о труде, об охране труда;

подтвержденные в установленном законом порядке факты нарушения коллективного договора.

39. Признать уважительными причинами для досрочного расторжения контракта, кроме указанных в ст. 41 ТК РБ, следующие обстоятельства (при их документальном подтверждении):

39.1. состояние здоровья, наличие инвалидности, препятствующих выполнению работы по контракту; 

39.2. избрание на выборную должность либо должность, занимаемую по конкурсу;

39.3. необходимость ухода за больными членами семьи или за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе;

39.4. выход на пенсию;

39.5. зачисление в учреждение, обеспечивающее получение высшего или среднего специального образования для получения образования в дневной форме получения образования; зачисление в очную аспирантуру, докторантуру, клиническую ординатуру;

39.6. перевод (направление) мужа (жены) на работу в другую местность, за исключением выпускников, распределенных (направленных), перераспределенных на работу; 

39.7. беременность женщины;

39.8. трудоустройство у другого нанимателя на полную занятость, если в данной организации отсутствует возможность предоставления полной занятости, за исключением выпускников, распределенных (направленных), перераспределенных на работу, а также работников, прошедших переподготовку за счет средств нанимателя (не менее чем в течение 2-х лет);

39.9. переезд на постоянное место жительство в другой населенный пункт, за исключением выпускников, распределенных (направленных), перераспределенных на работу. 

40. Лицам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по любым основаниям (кроме вызванных виновными действиями) выплачивать выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка.

41. При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда либо медицинской осмотр в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, не по своей вине, ему производится оплата за все время  отстранения от работы в размере не ниже двух третей установленного ему оклада.

42. Сохранять за работником, утратившим трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) до восстановления трудоспособности или установления ему в установленном порядке инвалидности. 

43. Предоставлять  работникам, трудоустроенным в другие организации в период капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения, право преимущественного поступления на работу в организацию после проведения реконструкции, в соответствии с квалификацией (профессией). 

  

ГЛАВА 3

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

 

44. Стороны договорились, что вопросы продолжительности рабочего времени, времени отдыха работников, в том числе предоставления им трудовых и социальных отпусков, вопросы регулирования внутреннего трудового распорядка и другие трудовые и социально-экономические права работников решаются по согласованию с профсоюзом в соответствии с законодательством Республики Беларусь и регулируются настоящим Соглашением и коллективными договорами организаций.

45. В организациях здравоохранения области режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя и определяется правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или графиком работ (сменности).

46. График работ (сменности) утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом. Установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее одного месяца до введения его в действие.

47. В организациях здравоохранения области возможно применение следующих режимов рабочего времени:

47.1. пятидневная рабочая неделя (в том числе, с одной или двумя рабочими субботами в месяц);

47.2. шестидневная рабочая неделя;

47.3. режим рабочего времени при сменной работе (сменный режим).

48. Для отдельных категорий работников организаций здравоохранения (за исключением водителей специальных легковых автомобилей «Медицинская помощь» и «Скорая (неотложная) медицинская помощь») может устанавливаться по согласованию с профсоюзным комитетом продолжительность смены свыше 12 часов, но не более 24 часов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2008 № 104).

49. С учетом экономической целесообразности в организациях нанимателем по согласованию с профсоюзом может вводиться суммированный учет рабочего времени. Одновременно с введением суммированного учета устанавливается продолжительность учетного периода (месяц, квартал, иной период). В графиках работ (сменности) работникам с суммированным учетом планируется рабочее время для учетного периода, равное норме рабочего времени этого периода.

50. Очередность предоставления трудовых отпусков для работников устанавливать графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем, а также согласованным с профсоюзом.

График трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором и доводится до сведения всех работников.

Дата начала трудового отпуска определяется по договоренности между работником и нанимателем.  

51. Предоставлять преимущественное право женщинам, воспитывающим двух и более детей в возрасте до шестнадцати лет или ребенка инвалида в возрасте до восемнадцати лет на отпуск в летнее или другое удобное для них время.  

52. Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, по ее (его) заявлению предоставлять ежемесячно один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере и на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

53. Предоставлять дополнительные отпуска работникам,  занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда подлежит согласованию с профсоюзным комитетом и должен быть оформлен как приложение к коллективному договору.

54. Предоставлять отпуска за ненормированный рабочий день в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска указывать в коллективном договоре. 

55. Предоставлять работникам организаций здравоохранения социальные отпуска на условиях, указанных в коллективном договоре.

56. На работах, где по условиям производства нельзя установить перерыв для отдыха и питания, предоставлять работнику в течение рабочего дня  время, необходимое для приема пищи с включением в рабочее время. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливать в коллективном договоре либо в правилах внутреннего трудового распорядка.

 

ГЛАВА 4

ОПЛАТА ТРУДА И ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО

УРОВНЯ РАБОТНИКОВ

 

В целях улучшения благосостояния работников здравоохранения, повышения их жизненного уровня Стороны договорились:

57. Добиваться полноты и своевременности финансирования бюджета на заработную плату работников здравоохранения; обеспечения гарантированной оплаты труда не ниже размера минимальной заработной платы, недопущения снижения заработной платы работников в условиях проводимой оптимизации штатной численности работников и коечного фонда, а также эффективной организации оказания медицинской помощи.

58. Выплачивать заработную плату работающим по контракту или на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок, не реже двух раз в месяц, как правило не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным; а средний заработок, сохраняемый за время трудового отпуска, не позднее чем за два дня до начала отпуска.

59. Осуществлять в соответствии с законодательством индексацию заработной платы при задержке ее выплаты более 1 месяца.

60. Руководитель организации, предприятия несет ответственность за своевременную и правильную оплату труда работников. При установлении факта неправильной оплаты труда, руководитель обязан принять меры к немедленному исправлению ошибки и выплате работнику причитающихся сумм заработной платы за все время неправильной оплаты с индексацией.

61. Устанавливать доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, в размерах от 0,10 до 0,31 процента тарифной ставки первого разряда за каждый час работы в условиях, соответствующих определенному классу условий труда, за счет средств, предусмотренных на эти цели в смете расходов.

62. Устанавливать повышение тарифных окладов в связи с особым характером труда от тарифной ставки первого разряда в месяц в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.08.1999 № 264 «Об утверждении Перечня учреждений, их подразделений и должностей, работа в которых дает право на повышение исходных должностных окладов (ставок), в связи с особым характером труда» в максимальных значениях.

63. Оплату работы, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведение медицинской экспертизы, выполняемой медицинскими работниками продолжительности рабочего времени по основной работе, осуществлять в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.07.2014 № 52 «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников».

64. Премирование работников учреждений здравоохранения производить ежемесячно в пределах 20 процентов планового фонда заработной платы и экономии средств на оплату труда (в том числе, с учетом средств, восстановленных с внебюджетного счета за оказанные платные медицинские услуги штатными работниками организаций здравоохранения) согласно действующей системе материального стимулирования. Премию начислять на заработную плату работника за фактически отработанное время с учетом дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.02.2002 № 13 «Об утверждении Перечня дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера, на которые начисляется премия»).

В месяцы приема на работу и увольнения, при отсутствии нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, премию начислять за фактически отработанное время.

65. Премирование руководителей учреждений здравоохранения районного, городского и областного уровней осуществляется вышестоящим органом управления по согласованию с председателем областного комитета профсоюза, как членом экспертной комиссии управления здравоохранения, и в соответствии с «Положением о премировании руководителей учреждений здравоохранения», если иные условия премирования не оговорены в контрактах.

66. Осуществлять оказание материальной помощи работникам в соответствии с разработанными в учреждениях, в качестве приложения к коллективному договору, положениями об оказании материальной помощи. Распределение материальной помощи производить на основе принципа социальной справедливости.

67. Направлять в установленном порядке внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, на осуществление дополнительных выплат стимулирующего характера, оказание материальной помощи работникам этой организации, иным лицам, определяемым коллективным договором.

68. Производить дополнительное материальное стимулирование работников организации за создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, личный вклад в социально-экономическое развитие организации, совершенствование условий и охраны труда, пропаганду личным примером культуры здорового образа жизни, участие в культурно-массовых, спортивных мероприятиях и др.

69. Способствовать установлению за счет местных бюджетов дополнительных гарантий по сравнению с действующим законодательством: надбавок, доплат и других выплат стимулирующего и компенсационного характера, а также единовременной материальной помощи молодым специалистам, направленным на работу в организации здравоохранения.

70. Стороны пришли к соглашению, что:

70.1. вопросы оплаты труда, установления надбавок и доплат стимулирующего и компенсирующего характера, оказания материальной помощи, премирования за счет бюджетных и внебюджетных средств с осуществляются с участием (по согласованию) профсоюзного комитета организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

70.2. премирование работников, оказания материальной помощи за счет бюджетных и внебюджетных средств, повышение тарифных окладов, установление доплат и надбавок стимулирующего и компенсационного характера в организациях производятся в соответствии с утвержденными и согласованными с профсоюзом положениями, которые являются неотъемлемой частью коллективного договора;

70.3. вопросы нормирования труда (разработка новых норм труда, пересмотр ранее действующих) решаются в установленном порядке с участием профсоюза; изменение норм труда (выработки), которое ухудшает условия труда работника, производится с экономическим обоснованием и обязательным уведомлением профсоюзного комитета за 1 месяц до предполагаемого срока изменения и с его согласия, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;

70.4. в целях обеспечения социальной справедливости выплата материальной помощи (единовременная выплата) руководителю организации системы здравоохранения области, предусмотренная коллективным договором, осуществляется при наличии согласования нанимателем, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

71. Стороны договорились продолжить работу по дальнейшему совершенствованию государственного и общественного контроля, в том числе в части:

71.1. своевременной выплатой начисленной заработной платы, пособий, премии, материальной помощи в соответствии со сроками, установленными коллективными договорами; соблюдением Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124 – 3 «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы»;

71.2. своевременностью и полнотой исполнения указов и декретов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих вопросы оплаты труда, условия нормирования труда в государственных организациях системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь;

71.3. реализацией норм подпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» в части предоставления дополнительных мер стимулирования труда работникам, с которыми заключен контракт;

71.4. индексацией несвоевременно выплаченных, недоначисленных или недоплаченных сумм заработной платы.

 

ГЛАВА 5

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ

Стороны считают необходимым:

72. Проводить совместную работу, направленную на реализацию государственной политики в области охраны труда, норм Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года № 356 – 3 «Об охране труда» и иных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.

73. Ежегодно на заседаниях коллегии управления здравоохранения и президиума областного комитета профсоюза подводить итоги работы организаций здравоохранения области по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

74. Добиваться обеспечения финансирования мероприятий по охране труда в необходимых объемах и установить постоянный контроль за использованием денежных средств, направляемых на профилактику производственного травматизма, улучшение условий и охраны труда в отрасли.

75. Систематически анализировать причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда. Принимать меры, направленные на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также на сокращение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.

76. Включать в локальные нормативные правовые акты, в том числе трудовые договоры (контракты) с работниками, положения, предусматривающие обязанность работников оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, немедленное извещение своего непосредственного руководителя или иного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья, отсутствии средств индивидуальной защиты.

77. Участвовать в установленном порядке в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов здравоохранения.

78. Обеспечивать проведение систематического обучения с последующей проверкой знаний работников, несущих ответственность за руководство и организацию работы по охране труда. Осуществлять подготовку, инструктаж, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда; обучать общественных инспекторов по охране труда.

79. Осуществлять контроль за укомплектованностью службы охраны труда в соответствии с расчетными нормативами, введением должностей специалистов по охране труда в организациях здравоохранения с численностью работающих 200 и более человек в соответствии со ст.227 ТК РБ и постановления Министерства труда Республики Беларусь от 23 июля 1999 года № 94.

80. Оборудовать и оснащать кабинеты, уголки, стенды охраны труда, приобретать наглядную агитацию по охране труда и безопасности дорожного движения, создавать автоматизированные рабочие места специалистов по охране труда.

81. Отстранять от выполнения работ в соответствующий день (смену) работника, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, обусловленном болезнью, препятствующем выполнению служебных обязанностей.

82. Специальное расследование групповых, со смертельным исходом и тяжелых несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками – членами профсоюза при исполнении ими служебных обязанностей, проводить с обязательным участием технического инспектора труда профсоюза.

83. В случае производственной травмы со смертельным исходом, произошедшей по вине нанимателя, семье погибшего помимо установленного законодательством возмещения ущерба за счет организации выплачивается единовременная компенсация в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю. Работнику, утратившему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине нанимателя, оказывать единовременную материальную помощь из средств нанимателя в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты трудоспособности.

84. Оказывать единовременную материальную помощь из средств нанимателя в размере не менее 3-х среднемесячных заработков работникам, у которых установлено профессиональное заболевание.

85. Признавать право работника на отказ от выполнения работы, если условия труда по заключению органов контроля (надзора), уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства о труде, охране труда:

не соответствуют требованиям норм и правил по охране труда;

в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих, до устранения этой опасности;

при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Оплата за простой по этой причине производится из расчета оклада, если администрация не смогла предоставить работнику на время простоя другую работу, соответствующую его квалификации.

86. Проводить за счет средств нанимателя предварительные (при поступлении на работу), периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья, работников здравоохранения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством Республики Беларусь, есть необходимость в профессиональном отборе.

87. Информировать работников об условиях труда, существующих рисках повреждения здоровья, полагающихся компенсациях и средствах защиты. Выполнять рекомендации по результатам медосмотров в сфере дополнительных обследований, оздоровления и обеспечения рабочим местом в соответствии с квалификацией и состоянием здоровья.

88. Обеспечивать медицинское обслуживание работников по месту их работы в организациях здравоохранения с выделением ответственных врачей. Изучать состояние заболеваемости с временной нетрудоспособностью среди работников и на основании анализа принимать необходимые меры по ее снижению.

89. Проводить (при необходимости) предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работников, занятых на работах с повышенной опасностью.

90. Содействовать первоочередному предоставлению бесплатной медицинской помощи работникам здравоохранения (в том числе бывшим работникам здравоохранения, вышедшим на пенсию) в рамках государственных минимальных стандартов в области здравоохранения.

91. Содействовать обеспечению медицинской реабилитации и (или) санаторно-курортного лечения работников, имеющих профессиональное заболевание.

92. Производить поощрение общественных инспекторов по охране труда по результатам работы в соответствии с коллективным договором.

93. Требовать от руководителей организаций здравоохранения бесплатно обеспечивать работников:

93.1. занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Нормами и порядком обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208);

93.2. занятых на работах с вредными веществами, молоком или равноценными пищевыми продуктами (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2002 № 260);

93.3. средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.09.2008 № 129, согласно Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209).

94. Добиваться в организациях здравоохранения:

94.1. выполнения санитарных правил и норм «Требования к условиям труда женщин», Гигиенические нормативы «Допустимые показатели факторов производственной среды и трудового процесса женщин», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.12.2012 № 194; предельных норм подъема и перемещения тяжестей вручную, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 133 «Об установлении предельных  норм  подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную»;

94.2. своевременного перевода женщин, в соответствии с медицинским заключением на другую, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов работу с сохранением среднего заработка по прежней работе.

93. Областная организация профсоюза обязуется:

93.1. во взаимодействии с управлением здравоохранения облисполкома осуществлять контроль за выполнением законодательства в области охраны труда в соответствии с полномочиями, предоставленными Указом Президента республики Беларусь от 6 мая 2010 года № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»; функционированием и совершенствованием системы управления охраной труда;

93.2. активно участвовать в организации и проведении обучения руководителей и специалистов здравоохранения правилам охраны труда, проверки знаний руководящего состава и специалистов по этим вопросам;

93.3. принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве совместно с управлением здравоохранения, разрабатывать необходимые меры по снижению заболеваемости работающих;

93.4. содействовать устранению недостатков в выполнении правил и норм по охране труда, требований трудового законодательства.

94. Стороны договорились:

94.1. продолжить работу по созданию условий для питания (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2012 № 127 «О создании условий для питания работников»);

94.2. принимать меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах, обеспечению работников санитарно-бытовыми помещениями, оборудованными по установленным нормам, помещениями для приема пищи, комнат отдыха, оснащенных необходимой мебелью, бытовой техникой;

94.3. обеспечить эффективное взаимодействие ведомственного и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

94.4. проводить среди работников здравоохранения разъяснительную работу, направленную на формирование ответственной позиции работников по соблюдению требований охраны труда, бережного отношения к своей жизни и здоровью, а также безопасности и здоровью коллег по работе;

94.5. ежегодно проводить смотры-конкурсы на лучшую организацию работы по охране труда, лучшую организацию общественного контроля в организациях здравоохранения области.

 

ГЛАВА 6

ГАРАНТИИ ПРАВ И СОЦИАЛЬНАЯ

ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ

 

95. В сфере социальной защиты молодежи Стороны считают необходимым принятие мер по:

95.1. организации обеспечения первым гарантированным рабочим местом выпускников государственных учреждений образования, осуществляющих подготовку специалистов с высшим или средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием, распределенных (направленных), перераспределенных на работу в соответствии с полученной специальностью, профессией и квалификацией, а также военнослужащих срочной службы, уволенных из Вооруженных сил Республики Беларусь (призванных в армию после окончания учреждений образования) и не имевших на момент призыва рабочего места, в соответствии с законодательством Республики Беларусь и с учетом потребности организаций здравоохранения области в специалистах соответствующего профиля;

95.2. обеспечению условий для повышения квалификации молодежи отрасли, профессионального роста и общеобразовательного уровня, в том числе, путем проведения молодежных форумов, слетов, научно-практических конференций, конкурсов на звание «Лучший по профессии»;

95.3. предоставлению минимальных льгот, предусмотренных статьями 215, 216, 219, 220 ТК РБ в том числе предоставлению отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы работникам, обучающимся в учреждениях, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

95.4. обеспечению в установленном порядке врачам-интернам и молодым специалистам компенсационных выплат, предусмотренных статьей 96 ТК РБ;

95.5. разработке и внедрению совместных программ адаптации на рабочих местах, развитию наставничества в работе с выпускниками, распределенными (направленными), перераспределенными на работу в организации Витебской области;

95.6. проведению работы, направленной на социальную поддержку учащейся и работающей молодежи в части:

95.6.1. оказанию помощи в предоставлении мест в общежитиях других организаций независимо от ведомственной принадлежности иногородним учащимся;

95.6.2. содействию развития в организациях института наставничества и закреплению за молодыми специалистами на определенный срок наставников из числа наиболее опытных работников;

95.6.3. проведению интернатуры по индивидуальному плану с целью максимально быстрой и полной адаптации в коллективе;

95.6.4. содействию развития массовой физической культуры и спорта, самодеятельного художественного творчества, проведения торжественных мероприятий «Посвящение в профессию»;

95.7.5. проведению совместных мероприятий по ознакомлению работающей и учащейся молодежи с законодательством Республики Беларусь о труде, состоянием и перспективами развития сферы здравоохранения и действующими соглашениями.

96. Стороны рекомендуют нанимателям и первичным профсоюзным организациям:

96.1. проводить целенаправленную работу по обеспечению молодых специалистов благоустроенным жильем;

96.2. оказывать содействие молодым специалистам в предоставлении льготных кредитов на приобретение домашнего имущества в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г № 631 «О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан»;

96.3. производить молодым специалистам (семьям молодых специалистов), направленным на работу вне постоянного места жительства и не обеспеченным нанимателем жилыми помещениями, ежемесячные выплаты в целях компенсации расходов по проживанию на условиях договора поднайма жилых помещений государственного жилищного фонда, договора найма жилого помещения частного жилищного фонда или договора найма жилого помещения в общежитиях;

96.4. возмещать расходы по найму жилья в случае не обеспечения местом для проживания в общежитии иногородних учащихся, получающих образование в дневной форме получения образования за счет республиканского и (или) местного бюджетов, ежемесячно в размере 2-х базовых величин за счет средств нанимателя при соблюдении условий, предусмотренных Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2011 № 1451 «О возмещении расходов по найму жилья иногородним обучающимся».

97. Областная организация профсоюза обязуется:

97.1. осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства по реализации льгот и защите законных интересов и прав работающей и обучающейся молодежи;

97.2. предусматривать выделение средств из профсоюзного бюджета на решение проблем молодежи, поддержку молодежных инициатив, выполнение молодежных программ, выплату единовременной поощрительной выплаты обучающейся молодежи, совмещающей высокие достижения в учебе и активное участие в работе профсоюзной организации;

97.3. проводить мероприятия по ознакомлению выпускников медицинских учреждений образования с законодательством Республики Беларусь, информационно-методическими материалами по защите их трудовых прав и гарантий.

98. С целью социальной поддержки обучающейся молодежи Стороны договорились способствовать:

98.1. осуществлению мероприятий по сохранению и развитию системы медицинского обслуживания обучающихся медицинских учреждений образования;

98.2. созданию условий для питания обучающихся, проведению мероприятий по удешевлению стоимости питания;

98.3. осуществлению мероприятий по обеспечению оздоровления и санаторно-курортного лечения нуждающихся в нем обучающихся;

98.4. развитию массовой физической культуры и спорта, в том числе путем проведения круглогодичных спартакиад среди учащейся молодежи;

98.5. предоставлению мест в общежитиях для иногородних обучающихся, в том числе заселению на свободную жилую площадь других учреждений образования и организаций независимо от их подчиненности по согласованию с ними;

98.6. вторичной занятости обучающихся в организациях системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

99. Стороны пришли к соглашению о необходимости продолжения в установленном порядке мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство в области медицинского образования, в том числе по следующим направлениям:

99.1. отношения между медицинским учреждением образования и обучающимися, касающиеся социально-экономических прав обучающихся, определяются соглашением между медицинским учреждением образования и профсоюзной организацией обучающихся;

99.2. локальные нормативные правовые акты по вопросам организации образовательного процесса, социальной защиты и другим вопросам, касающимся их социально-экономических прав, в том числе правила внутреннего трудового распорядка медицинских учреждений образования и общежитий, пропускного режима и работы общежитий, принимаются в медицинском учреждении образования по согласованию с профсоюзным комитетом обучающихся;

99.3. председатели профсоюзных комитетов обучающихся включаются в состав советов медицинских учреждений образования, принимают участие в заседаниях, совещаниях по вопросам учебного процесса и жизнедеятельности обучающихся;

99.4. решение вопросов обучения по индивидуальным учебным планам в пределах содержания образовательных программ, осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь, с учетом мнения профсоюзного комитета обучающихся;

99.5. ведение учета нуждающихся в оздоровлении и (или) санаторно-курортном лечении и распределение путевок осуществляется с участием профсоюзного комитета обучающихся;

99.6. оплата услуг, в том числе коммунальных платежей, по содержанию помещений профсоюзных комитетов обучающихся производится за счет средств, полученных медицинским учреждением образования от внебюджетной деятельности и иных источников, приносящих доход.

100. Стороны договорились осуществлять государственный и общественный контроль обеспечения законных прав и интересов, а также по реализации гарантий для обучающейся и работающей молодежи в том числе работы общежитий, пунктов общественного питания медицинских учреждений образования.

 

ГЛАВА 7

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, КООРДИНАЦИЯ

ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ. МЕХАНИЗМ

РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ

 

101. Стороны обязуются принимать меры, направленные на дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности, в том числе:

101.1. строить свои отношения на принципах социального партнерства, закрепленных в законодательстве Республики Беларусь и конвенциях Международной организации труда, ратифицированных Республикой Беларусь, оказывать постоянное содействие по этому вопросу нанимателям и профсоюзным организациям на местах;

101.2. содействовать заключению коллективных договоров организаций здравоохранения;

101.3. принимать все зависящие от них меры по предотвращению и конструктивному урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере организаций системы здравоохранения области.

102. Управление здравоохранения областного исполнительного комитета:

102.1. обеспечивает финансирование учреждений здравоохранения в соответствии с ежегодными основными показателями прогноза социально-экономического развития и в объемах, необходимых для развития и совершенствования отрасли, выполнения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения, выполнения государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области здравоохранения;

102.2. проводит организационную работу по повышению эффективности и качества оказания медицинской помощи;

102.3. осуществляет руководство работой, проводит анализ производственно-экономической деятельности, оказывает планово-консультативную и организационно-методическую помощь учреждениям здравоохранения;

102.4. представляет областному комитету профсоюза (путем включения в перечень организаций, определенных для рассылки документов) полную и своевременную информацию о принимаемых решениях, нормативно-правовых актах и материалах, направленных подведомственным учреждениям, затрагивающим профессиональные, трудовые и социально-экономические интересы работников отрасли;

102.5. при подготовке приказов, распоряжений, инструктивных писем, затрагивающих трудовые и связанные с ними социально-экономические интересы работников и нанимателей, направляет соответствующие проекты для рассмотрения и внесения предложений областному комитету профсоюза работников здравоохранения и рассматривает его позицию до принятия окончательного решения (Указ Президента Республики Беларусь от 10.08.2005 № 364);

102.6. обеспечивает поддержку социально значимой роли профсоюза в проведении согласованной социально-экономической политики в отрасли и развитии социального диалога;

102.7. при реорганизации структуры управления, изменение их формы собственности, разгосударствления учреждений здравоохранения области, ликвидации организации, сокращении численности или штата работников принимает меры по  трудоустройству высвобождаемых сотрудников в другие организации здравоохранения;

102.8. для проведения мероприятий, предусмотренных Уставом отраслевого профсоюза, Программой основных направлений деятельности Белорусского профсоюза работников здравоохранения на 2015-2020 годы и настоящим Соглашением, предоставляет областному комитету профсоюза по предварительной заявке транспорт Учреждения «Централизованный гараж управления здравоохранения».  

103. Областная организация профсоюза работников здравоохранения:

103.1. координирует деятельность членских организаций по заключению коллективных договоров, добиваясь совершенствования качества оказания населению медицинской помощи путем повышения мотивации к труду, укрепления производственной и исполнительской дисциплины, организованности и порядка;

103.2. разрабатывает и доводит до коллективов рекомендации по отдельным социально-экономическим вопросам, организует семинары по основам правовых и экономических знаний, заключению коллективных договоров, осуществлению общественного контроля за законодательством о труде и другим вопросам;

103.3. проводит контроль исполнения социальных гарантий работникам отрасли, предоставляемых законами Республики Беларусь и соглашениями всех уровней. Осуществляет защиту трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюза, используя все имеющиеся в распоряжении способы, в том числе, обращения в государственные надзорные органы и судебные инстанции всех уровней;

103.4. оказывает бесплатное консультирование и оказание правовой помощи членам профсоюза;

103.5. принимает участие в обсуждении социально-экономических вопросов и выработке по ним решений;

103.6. осуществляет экспертизу проектов коллективных договоров.

104. В сфере регулирования социально-трудовых отношений Стороны обязуются:

104.1. соблюдать достигнутые в настоящем Соглашении договоренности;

104.2. включать своих полномочных представителей в состав соответствующих коллегиальных органов Сторон, информировать друг друга о принимаемых решениях или нормативных и иных актах в области социального партнерства;

104.3. проводить целенаправленную работу по укреплению трудовой и исполнительской дисциплины, следить за неукоснительным исполнением Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2003 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

104.4. реализовывать мероприятия по экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в рамках выполнения Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности страны»;

104.5. совместно проводить разъяснительную и пропагандистскую работу в организациях отрасли о перспективах развития здравоохранения, экономических, правовых проблемах и путях их решения, об основных направлениях кадровой политики отрасли с целью предупреждения социальной напряженности, укрепления дисциплины и порядка в трудовых коллективах;

104.6. продолжать практику совместного обучения руководителей организаций системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, должностных лиц соответствующих служб, профсоюзных кадров и актива по экономическим, правовым вопросам, вопросам охраны труда;

104.7. обеспечить безналичное перечисление профсоюзных взносов по личным заявлениям работников в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.09.2002 № 1282 «Об удержании из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов» одновременно с выплатой заработной платы;

104.8. предоставлять в установленном порядке на основании коллективных договоров, действующих в организациях, в безвозмездное пользование первичным профсоюзным организациям (с оплатой коммунальных и эксплуатационных услуг за счет прибыли от осуществления внебюджетной деятельности организации) необходимые для осуществления их деятельности помещения, оборудование, транспортные средства, средства связи, а также создавать иные необходимые для выполнения уставной деятельности условия в соответствии со статьей 28 Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605 – XII «О профессиональных союзах»;

104.9. принимать участие в частичной компенсации стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря для детей работников системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

105. Уполномоченные профсоюзом лица имеют право беспрепятственно посещать учреждения здравоохранения для реализации уставных задач и представленных законодательством, настоящим Соглашением прав, получать необходимую документацию от органов управления по вопросам социально-экономического развития, оплаты труда, занятости, финансового положения (Указ Президента Республики Беларусь от 06.05.201 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».

106. Решения, касающиеся изменений условий труда, оплаты труда, премирования, установления надбавок и доплат, распределения жилья и другие вопросы, затрагивающие профессиональные, трудовые, социально-экономические права работников отрасли, управление здравоохранения и администрация учреждений предварительно согласовывают с соответствующими профсоюзными органами.

107. Аттестация работников на соответствие занимаемой должности на всех уровнях производится при участии представителей профсоюза.

108. Коллективный договор распространяется на нанимателя и работников, от имени которых он был заключен. Положение коллективных договоров о рабочем времени и времени отдыха, регулировании внутреннего трудового распорядка, нормировании труда, гарантиях и компенсациях, предоставляемых в соответствии с законодательством распространяется на всех работников организации.

Действие иных положений коллективного договора распространяется на работников, от имени которых они не заключались (вновь принятые, не члены профсоюза и др.) при условии письменных заявлений этих работников и согласия сторон, подписавших коллективный договор.

109. В целях дальнейшего развития социального партнерства, Стороны договорились принимать меры по содействию реализации трудовых и социально-экономических интересов работников, предоставлению работникам более льготных условий, чем это предусмотрено законодательством Республики Беларусь, рекомендовать для включения в коллективные договоры следующие положения:

109.1. направление материальной помощи в первую очередь на поддержку малообеспеченных работников, не допускающих нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, а также пострадавших в случаях стихийных бедствий, несчастных случаев, тяжелой болезни, утрат и т.д.;

109.2. материальное стимулирование наставников молодых специалистов, активистов безвозмездного донорского движения, а также общественных инспекторов по охране труда (при результативном общественном контроле), других работников, которые сотрудничают с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

109.3. меры материального стимулирования выпускников, распределенных (направленных), перераспределенных на работу, с целью закрепления их на рабочих местах, осуществление их премирования на условиях, принимаемых для соответствующих категорий работников;

109.4. возмещение затрат по проезду к месту работы в сельскую местность работникам, проживающим в городах и других населенных пунктах, а также работникам, проживающим в сельской местности, а работающим в городах, за счет прибыли остающейся в распоряжении организации;

109.5. оказание материальной помощи для частичной компенсации расходов за наем жилья выпускникам, распределенным (направленным), перераспределенным на работу, врачам-интернам;

109.6. направление средств на предоставление мер социальной поддержки бывшим работникам организации, в том числе:

ветеранам труда, ветеранам Вооруженных Сил, труженикам тыла, ликвидаторам аварии на ЧАЭС, инвалидам;

неработающим одиноким пенсионерам;

малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;

многодетным семьям;

имеющим почетные звания «народный» и «заслуженный» и др.;

109.7. выделение финансовых средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, с целью частичной компенсации стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря для детей работников организаций здравоохранения области;

109.8. о пропаганде здорового образа жизни, создании условий и вовлечении работников учреждений в занятия физической культурой и массовым спортом, путем:

108.8.1. формирования в учреждениях коллективов физической культуры, команд по различным видам спорта;

109.8.2. оборудования комнат, залов, площадок для занятий физической культурой и спортом, обеспечения спортивным инвентарем;

109.8.3. привлечения штатных инструкторов-методистов, инструкторов ЛФК для организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди работников организации;

109.8.4. проведения внутриколлективных спартакиад и других спортивно-массовых мероприятий;

109.8.5. направления работников организаций здравоохранения области для участия в спортивно-массовых мероприятиях областного и республиканского уровня в соответствии с Положением о порядке проведения на территории Республики Беларусь спортивно-массовых мероприятий, формирования состава участников спортивно-массовых мероприятий, их направления на спортивно-массовые мероприятия и материального обеспечения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 сентября 2014 г. № 903, с сохранением среднего заработка;

109.8.6. установления стимулирующих выплат работникам организаций здравоохранения области, способствующим развитию спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, занимающихся физической культурой и спортом на постоянной основе, показавшим высокий результат на областных соревнованиях, являющихся членами сборной команды работников здравоохранения области;

109.9. отчисление нанимателями денежных средств профсоюзным организациям для проведения культурно-массовых, спортивных, туристско - экскурсионных мероприятий, новогодних елок, удешевления стоимости детских новогодних подарков, пропаганды здорового образа жизни, возрождения национальной культуры, иных социально значимых целей для предприятий в размере не менее 0,15 процента от фонда заработной платы, для бюджетных организаций – не менее 0,15 процента внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации;

109.10. сохранение среднего заработка за счет средств организаций здравоохранения области членам профсоюза на периоды работы съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, совещаний, обучающих семинаров, участия в торжественных мероприятиях, проводимых областным комитетом профсоюза;

109.11. сохранение среднего заработка участвующим в коллективных переговорах на весь период переговоров;

109.12. о реализации комплекса мер по предотвращению противоправных действий со стороны третьих лиц в отношении медицинских работников при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей;

109.13. осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также, при необходимости, дополнительного страхования работающих;

109.14. выплата вознаграждения к профессиональным праздникам.

  

ГЛАВА 8

ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ, ИЗБРАННЫМ В СОСТАВ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНОВ

 

109. Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же социальными и трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором.

110. Работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, после окончании полномочий по выборной должности предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность), за исключением случаев ликвидации организации.

111. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

112. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника), а также наложение дисциплинарных взысканий, а также лишение премий, изменение существенных условий труда работникам, избранным руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от основной работы, только с согласия вышестоящего профсоюзного органа, а с работниками, избранными в состав профсоюзного органа, и общественными инспекторами по охране труда, уполномоченными представителями профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, – с согласия профсоюзного органа организации, в которой они состоят на профсоюзном учете.

113. Заключение контрактов с избранными руководителями профсоюзных комитетов и не освобожденных от основной работы, производить только с их согласия и не менее чем на срок их полномочий.

114. Увольнение по инициативе нанимателя работников, являющихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение всего срока их полномочий, а также в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации учреждения или совершения работником виновных действий.

115. Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от основной работы, предоставлять на условиях, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором, не менее 4 часов в месяц, свободного от работы времени с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива.

 

 

ГЛАВА 9

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

118. Настоящее Соглашение заключено на три года, вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до заключения нового Соглашения, но не более трех лет.

119. По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения с учетом показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, иных заслуживающих внимания обстоятельств.

120. Каждая из Сторон несет ответственность за реализацию Соглашения в пределах своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

121. Стороны договорились о доведении текста настоящего Соглашения до сведения руководителей организаций здравоохранения и первичных профсоюзных организаций в течение одного месяца со дня его подписания.

122. В течение срока действия настоящего Соглашения, Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов, возникающих в области социальных и экономических отношений, руководствуясь законодательством Республики Беларусь, определяющим порядок их разрешения.

123. Контроль за выполнением Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет комиссия, состоящая из представителей Сторон.

124. Итоги выполнения Соглашения подводятся на совместном заседании коллегии управления здравоохранения Витебского областного исполнительного комитета и президиума областного комитета Витебской областной организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения не реже 2-х раз в год.

125. Стороны считают целесообразным освещать промежуточные и итоговые результаты выполнения Соглашения путем публикации их в информационном бюллетене областного комитета и размещения на интернет - сайте областного комитета.

sogl_last